МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДАЮ: Врио директора _______ М. В. Зюзина Приказ № 106 от «15» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1942403) учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Зюзина М. В. учитель начальных классов с. Больше-Дорохово 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. Воспитательный потенциал предмета «Музыка» реализуется через: Цель воспитательной работы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося. Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА" Композитор — исполнитель — слушатель Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. Композиторы — детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Оркестр Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром. Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Весь мир звучит Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Размер Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Интонация Выразительные и изобразительные интонации. Ритм Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Ритмический рисунок Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Музыкальный язык Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Главный музыкальный символ Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Танцы, игры и веселье Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Край, в котором ты живёшь Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты Русский фольклор Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки) Русские народные музыкальные инструменты Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников Первые артисты, народный театр Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА" Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты) Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА" Инструментальная музыка в церкви Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С.Баха ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименован Количество часов Репертуар ие разделов для для и тем всего контрол практиче для ьные ские слушания пения музициров программы работы работы ания Дата Виды изучения деятельности Виды, формы контроля Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы Модуль 1. Классическая музыка 1.1. Композитор — исполнитель — слушатель 2 0 1 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Просмотр Практическая Российская видеозаписи работа; Электронная концерта. Школа Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).; 1.2. Композитор ы — детям 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Слушание музыки, определение Устный опрос; Российская Электронная Школа основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; Музыкальная викторина.; 1.3. Оркестр Итого по модулю 2 0 1 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.; «Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.; Устный Российская опрос; Электронная Практическая Школа работа; 0 Укажите Укажите Укажите Знакомство со Устный 5 Модуль 2. Музыкальная грамота 2.1. Весь мир 1 0 Укажите Российская звучит репертуар репертуар репертуар период звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.; опрос; Электронная Школа 2.2. Звукоряд 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Знакомство с Устный элементами опрос; нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательнос тей звуков.; Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до».; Российская Электронная Школа 2.3. Размер 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до».; Разучивание и исполнение вокальных Российская Электронная Школа Устный опрос; упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда; Итого по модулю 3 Модуль 3. Музыка в жизни человека 3.1. Главный музыкальны й символ 1 1 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения; Просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов. Чувство гордости, понятия достоинства и чести. Обсуждение этических вопросов, связанных с государственны ми символами страны; Устный опрос; Контрольная работа; Российская Электронная Школа Итого по модулю 1 Модуль 4. Народная музыка России 4.1. Русский фольклор 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.; Устный опрос; Российская Электронная Школа 4.2. Русские 3 народные музыкальные инструменты 0 1 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Двигательная игра — импровизацияподражание игре на музыкальных инструментах.; Слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразител ьные элементы, подражание голосам народных инструментов.; Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.; Устный Российская опрос; Электронная Практическая Школа работа; 4.3. Народные праздники 3 0 1 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.; Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника.; Устный Российская опрос; Электронная Практическая Школа работа; 4.4. Первые артисты, народный театр 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с учителем.; Просмотр фильма/ мультфильма, фрагмента Устный опрос; Российская Электронная Школа музыкального спектакля. Творческий проект — театрализованная постановка; Итого по модулю 8 Модуль 5. Музыкальная грамота 5.1. Звукоряд 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Знакомство с Устный элементами опрос; нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательнос тей звуков.; Российская Электронная Школа 5.2. Интонация 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Определение на Устный слух, опрос; прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и др.) характера.; Российская Электронная Школа 5.3. Ритм 1 Итого по модулю 3 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.; Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).; Устный Российская опрос; Электронная Практическая Школа работа; 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Разучивание, Устный исполнение опрос; образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторовземляков.; Диалог с Модуль 6. Народная музыка России 6.1. Край, 1 в котором ты живёшь 0 Российская Электронная Школа учителем о музыкальных традициях своего родного края.; Просмотр видеофильма о культуре родного края.; 6.2. Жанры 4 музыкальног о фольклора 1 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей.; Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, Устный Российская опрос; Электронная Контрольная Школа работа; Практическая работа; струнные).; Разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации.; Итого по модулю 5 Модуль 7. Музыка в жизни человека 7.1. Какой же 1 праздник без музыки? 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Диалог с учителем о значении музыки на празднике; Разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику; Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка?; Устный Российская опрос; Электронная Практическая Школа работа; 7.2. Танцы, игры и веселье 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение Устный опрос; 1 Российская Электронная Школа танцевальных движений. Танецигра; Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?; Итого по модулю 2 Модуль 8. Музыкальная грамота 8.1. Ритмический 1 рисунок 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Определение на Устный слух, опрос; прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.; Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).; Российская Электронная Школа 8.2. Музыкальны 1 й язык 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Использование элементов музыкального языка для Российская Электронная Школа Устный опрос; создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальны х импровизациях.; Составление музыкального словаря; Итого по модулю 2 Модуль 9. Музыка народов мира 9.1. Музыка наших соседей Итого по модулю 1 1 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов.; Устный опрос; Российская Электронная Школа Модуль 10. Музыкальная грамота 10.1. Музыкальны 1 й язык Итого по модулю 0 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.; Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.; Составление музыкального словаря; Устный опрос; Российская Электронная Школа 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Чтение учебных Устный и опрос; художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении. Ответы на Российская Электронная Школа 1 Модуль 11. Духовная музыка 11.1. Инструмента 1 льная музыка в церкви 0 вопросы учителя.; Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание впечатления от восприятия, характеристика музыкальновыразительных средств.; Рассматривание иллюстраций, изображений органа. Проблемная ситуация — выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента.; Итого по модулю 1 Модуль 12. Классическая музыка 12.1. Композитор ы — детям 1 1 0 Укажите репертуар Укажите Укажите репертуар репертуар Укажите период Слушание музыки, определение основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных Устный опрос; Российская Электронная Школа композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; Музыкальная викторина.; Итого по модулю ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 33 3 4 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 176382614773150070335747769939328150673109022202 Владелец Зюзина Марина Викторовна Действителен С 18.04.2023 по 17.04.2024