Рабочая программа Русский язык 1 класс на 2023 - 2024 уч.г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО
АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ:
Врио директора _______ М. В. Зюзина
Приказ № 106 от «15» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1942206)

учебного предмета
«Русский язык»
для 1 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Зюзина М.В.
учитель начальных классов

с.Больше-Дорохово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во
многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей,
чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского
языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего
школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются
развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления
о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка,
орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников
направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой
деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 1 классе — 165 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале
русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в
жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
•

приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных
ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека;

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
• овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике,
графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках
и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного
русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
• развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся
миром и дальнейшему успешному образованию.
Воспитательный потенциал предмета «Русский язык» реализуется через:
Цель воспитательной работы: создание условий для достижения обучающимися необходимого
для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих
основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися.
•

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок,
материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности
звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава
слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места
ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных
как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце слова. Последовательность букв в
русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и
стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические
требования, которые необходимо соблюдать во время письма.Начертание письменных прописных и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность

правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале
предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без
стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и
безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их
различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество
слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков
буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё,
ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах
типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский
алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения
списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия
предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и
различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
•
•
•
•
•
•
•

раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей,
кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм
списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация
общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов
по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—
неприятие
любых
форм
поведения,
направленных
на
причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе
языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять
по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
—
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
—
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
—
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую
и пунктуационную ошибку;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— вычленять звуки из слова;
— различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и
гласный звук [и]);
— различать ударные и безударные гласные звуки;
— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
— различать понятия «звук» и «буква»;
— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения
согласных); определять в слове ударный слог;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
— правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв
русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
— писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы,
соединения букв, слова;
— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки
препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в
начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника);
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом
не более 25 слов;
—
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—
5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать прослушанный текст;
— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— составлять предложение из набора форм слов;
— устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.1.

Составление небольших 3
рассказов
повествовательного
характера по серии
сюжетных картинок,
материалам собственных
игр, занятий,
наблюдений

Итого по разделу

0

0

Укажите
период

Работа
с
серией Устный
сюжетных картинок, опрос;
выстроенных в правильной
последовательности:
анализ изображённых
событий, обсуждение
сюжета, составление
устного рассказа с
опорой на картинки;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

0

0

Укажите
период

Игровое упражнение Устный
«Скажи так, как я» опрос;
(отрабатывается
умение
воспроизводить
заданный учителем
образец
интона-

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

3

Раздел 2. Фонетика
2.1.

Звуки речи.
Интонационное
выделение звука в слове.
Определение частотного
звука в стихотворении.
Называние слов с
заданным звуком.

5

Дифференциация
близких по акустикоартикуляционным
признакам звуков

2.2.

Установление
последовательности
звуков в слове и
количества звуков.
Сопоставление слов,
различающихся одним
или несколькими

ционного выделения
звука
в
слове);
Игровое упражнение
«Есть ли в слове
заданный
звук?»
(ловить мяч нужно
только тогда, когда
ведущий
называет
слово с заданным
звуком,
отрабатывается
умение
определять
наличие
заданного
звука
в
слове);
Совместная работа:
группировка слов по
первому
звуку(по
последнему звуку),
по наличию близких
в
акустикоартикуляционном
отношении
звуков
([н] — [м], [р] — [л],
[с] — [ш] и др.);
2

1

0

Укажите
период

Учебный
диалог Устный
«Чем гласные звуки опрос;
отличаются
по
произношению
от
согласных звуков?»;
как результат участия
в диалоге: различение

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

звуками. Звуковой анализ
слова, работа со
звуковыми моделями:
построение модели
звукового состава слова,
подбор слов,
соответствующих
заданной модели.

гласных и согласных
звуков
по
отсутствию/наличию
преграды;

2.3.

Особенность гласных
звуков. Особенность
согласных звуков.
Различение гласных
и согласных звуков.
Определение места
ударения. Различение
гласных ударных
и безударных. Ударный
слог

11

1

0

Укажите
период

Совместная работа: Устный
характеристика
опрос;
особенностей
гласных, согласных
звуков, обоснование
своей точки зрения,
выслушивание
одноклассников;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

2.4.

Твёрдость и мягкость
согласных звуков как
смыслоразличительная
функция. Различение
твёрдых и мягких
согласных звуков.

3

0

0

Укажите
период

Игровое упражнение Устный
«Назови
братца» опрос;
(парный по твёрдости
— мягкости звук);
Учебный
диалог
«Чем
твёрдые
согласные
звуки
отличаются
от
мягких
согласных
звуков?»;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

2.5.

Дифференциация парных 3
по твёрдости — мягкости

0

0

Укажите
период

Совместная работа: Устный
характеристика
опрос;

Электронное
приложение

к

согласных
звуков. Дифференциация
парных по звонкости —
глухости звуков (без
введения терминов
«звонкость», «глухость»).
2.6.

Слог как минимальная
произносительная
единица.
Слогообразующая
функция гласных звуков.

3

1

учебнику
"Русский язык" 1
класс

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

0

Укажите
период

Комментированное
Устный
выполнение
опрос;
упражнения
по
определению
количества слогов в
слове,
приведение
доказательства;
Работа
в
парах:
подбор
слов
с
заданным
количеством слогов;
Дифференцированное
задание:
подбор
слова с заданным
ударным
гласным
звуком;

1

Укажите
период

Моделирование (из Практическая Электронное
пластилина,
из работа;
приложение
к
проволоки)
букв;
учебнику
"Русский язык" 1

Определение количества
слогов в слове. Деление
слов на слоги (простые
однозначные случаи)

Итого по разделу

особенностей
гласных, согласных
звуков, обоснование
своей точки зрения,
выслушивание
одноклассников;

27

Раздел 3. Письмо. Орфография и пунктуация
3.1.

Развитие мелкой
4
моторики пальцев и
движения руки. Развитие
умения ориентироваться

0

на пространстве листа в
тетради и на
пространстве классной
доски. Усвоение
гигиенических
требований, которые
необходимо соблюдать
во время письма

класс

3.2.

Анализ начертаний письменных
заглавных и строчных букв.
Создание единства звука,
зрительного образа
обозначающего его буквы и
двигательного образа этой
буквы. Овладение начертанием
письменных прописных и
строчных букв

15

1

3

Укажите
период

Совместная работа: Практическая Электронное
анализ
работа;
приложение
к
поэлементного
учебнику
состава
букв;
"Русский язык" 1
Игровое упражнение
класс
«Конструктор букв»,
направленное
на
составление буквы из
элементов;

3.3.

Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым
аккуратным письмом

10

1

0

Укажите
период

Практическая работа: Практическая Электронное
контролировать
работа;
приложение
к
правильность написаучебнику
ния
буквы,
"Русский язык" 1
сравнивать
свои
класс
буквы
с
предложенным
образцом;

3.4.

Письмо под диктовку
слов и предложений,
написание которых не
расходится с их

4

1

1

Укажите
период

Практическая работа: Письменный
контролировать
контроль;
правильность написания
буквы,

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1

произношением

сравнивать
свои
буквы
с
предложенным
образцом;

класс

3.5.

Усвоение приёмов
последовательности
правильного списывания
текста

4

0

1

Укажите
период

Практическая работа: Практическая Электронное
списывание
работа;
приложение
к
слов/предложений в
учебнику
соответствии
с
"Русский язык" 1
заданным
класс
алгоритмом,
контролирование
этапов своей работы;

3.6.

Понимание функции
небуквенных
графических средств:
пробела между словами,
знака переноса

4

1

1

Укажите
период

Практическая работа: Письменный
контролировать
контроль;
правильность написания
буквы,
сравнивать
свои
буквы
с
предложенным
образцом;

3.7.

Знакомство с правилами 4
правописания и их
применением: раздельное
написание слов

0

0

Укажите
период

Упражнение: запись Практическая Электронное
предложения,
работа;
приложение
к
составленного
из
учебнику
набора
слов,
с
"Русский язык" 1
правильным
класс
оформлением начала
и конца предложения,
с
соблюдением

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

пробелов
словами;

между

3.8.

Знакомство с правилами
правописания и их
применением:
обозначение гласных
после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под
ударением)

5

0

1

Укажите
период

Совместный анализ Практическая Электронное
текста на наличие в работа;
приложение
к
нём слов с буквосо
учебнику
четаниями жи, ши,
"Русский язык" 1
ча, ща, чу, щу;
класс

3.9.

Знакомство с правилами 4
правописания и их
применением: ча, ща, чу,
щу

1

1

Укажите
период

Упражнение:
Практическая Электронное
выписывание
из работа;
приложение
к
текста
слов
с
учебнику
буквосочетания
ми
"Русский язык" 1
ча, ща, чу, щу, жи,
класс
ши;

3.10. Знакомство с правилами 4
правописания и их
применением: прописная
буква в начале
предложения, в именах
собственных (имена
людей, клички
животных)

0

1

Укажите
период

Упражнение: запись Практическая Электронное
предложения,
работа;
приложение
к
составленного
из
учебнику
набора
слов,
с
"Русский язык" 1
правильным
класс
оформлением начала
и конца предложения,
с
соблюдением
пробелов
между
словами;

3.11. Знакомство с правилами

0

0

Укажите

Комментированная

5

Практическая Электронное

правописания и их
применением: перенос
слов по слогам без
стечения согласных

3.12. Знакомство с правилами
правописания и их
применением: знаки
препинания в конце
предложения

7

Итого по разделу

70

период

запись предложений работа;
с
обязательным
объяснением случаев
употребления
заглавной
буквы;

приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

1

0

Укажите
период

Практическая работа: Контрольная
списывание и запись работа;
под
диктовку
с
применением
изученных
правил;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

0

0

Укажите
период

Рассказ учителя на Устный
тему
«Язык
— опрос;
средство
общения
людей»;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

0

0

Укажите
период

Учебный
диалог Устный
«Объясняем
опрос;
особенности гласных
и согласных звуков»;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1.

Язык как основное
средство человеческого
общения.
Осознание целей
и ситуаций общения

Итого по разделу

1

1

Раздел 2. Фонетика
2.1.

Звуки речи. Гласные
1
и согласные звуки, их
различение. Ударение
в слове. Гласные ударные
и безударные. Твёрдые
и мягкие согласные

звуки, их различение
2.2.

Звонкие и глухие
согласные звуки, их
различение. Согласный
звук [й’] и гласный
звук [и]. Шипящие [ж],
[ш], [ч’], [щ’].

1

0

0

Укажите
период

Дифференцированное Устный
задание:
опрос;
установление
основания
для
сравнения
звуков;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

2.3.

Слог. Определение
количества слогов в
слове. Ударный слог.
Деление слов на слоги
(простые случаи, без
стечения согласных)

2

1

0

Укажите
период

Работа
в
парах: Устный
группировка звуков опрос;
по
заданному
основанию;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

0

0

Укажите
период

Упражнение: подбор Устный
1—2
слов
к опрос;
предложенной звукобуквенной
модели;
Учебный
диалог
«Сравниваем
звуковой
и
буквенный
состав
слов», в ходе диалога
формулируются
выводы о возможных
соотношениях
звукового
и
буквенного состава

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

Итого по разделу

4

Раздел 3. Графика
3.1.

Звук и буква. Различение 1
звуков и букв.
Обозначение на письме
твёрдости согласных
звуков буквами а, о, у, ы,
э; слова с буквой э.
Обозначение на письме
мягкости согласных
звуков буквами е, ё, ю, я,
и. Функции букв е, ё, ю,
я. Мягкий знак как
показатель мягкости
предшествующего
согласного звука в конце

слова

слов;

3.2.

Установление
1
соотношения звукового и
буквенного состава слова
в словах типа стол, конь.

0

1

Укажите
период

Практическая работа: Практическая Электронное
нахождение в тексте работа;
приложение
к
слов по заданным
учебнику
основаниям
(ь
"Русский язык" 1
обозначает мягкость
класс
предшествующего
согласного);

3.3.

Использование
небуквенных
графических средств:
пробела между словами,
знака переноса.

1

0

0

Укажите
период

Упражнение:
Устный
определение
опрос;
количества слогов в
слове,
объяснение
основания
для
деления
слов
на
слоги;

3.4.

Русский алфавит:
1
правильное название
букв, знание их
последовательности.
Использование алфавита
для упорядочения списка
слов

1

0

Укажите
период

Совместное
Практическая Электронное
выполнение
работа;
приложение
к
упражнения «Запиши
учебнику
слова по алфавиту»;
"Русский язык" 1
класс

0

0

Укажите
период

Учебный диалог «На Устный
какие вопросы могут опрос;

Итого по разделу

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

4

Раздел 4. Лексика и морфология
4.1.

Слово как единица языка 4
(ознакомление).

Электронное
приложение

к

отвечать

слова?»;

учебнику
"Русский язык" 1
класс

4.2.

Слово как название
предмета, признака
предмета, действия
предмета
(ознакомление).

4

0

0

Укажите
период

Наблюдение
за Устный
словами,
опрос;
отвечающими
на
вопросы
«кто?»,
«что?»;
Наблюдение
за
словами,
отвечающими
на
вопросы
«какой?»,
«какая?», «какое?»,
«какие?»;
Наблюдение
за
словами,
отвечающими
на
вопросы
«что
делать?»,
«что
сделать?»;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

4.3.

Выявление слов,
значение которых
требует уточнения

4

1

0

Укажите
период

Работа в группах: Устный
нахождение в тексте опрос;
слов по заданному
основанию, например
слов, отвечающих на
вопрос «что делает?»;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

Итого по разделу
Раздел 5. Синтаксис

12

5.1.

Предложение как
единица языка
(ознакомление). Слово,
предложение
(наблюдение над
сходством и различием).

1

0

0

Укажите
период

Работа со схемой Устный
предложения: умение опрос;
читать схему предложения,
преобразовывать
информацию,
полученную
из
схемы:
составлять
предложения,
соответствующие
схеме,
с
учётом
знаков препинания в
конце
схемы;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

5.2.

Установление связи слов
в предложении при
помощи смысловых
вопросов.

1

0

0

Укажите
период

Совместная работа: Устный
составление
опрос;
предложения
из
набора
слов;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

5.3.

Восстановление
деформированных
предложений.

2

0

1

Укажите
период

Работа в группах: Практическая Электронное
восстановление
работа;
приложение
к
предложения
в
учебнику
процессе
выбора
"Русский язык" 1
нужной формы слова,
класс
данного в скобках;
Практическая работа:
деление
деформированного
текста
на
предложения,
корректировка

оформления
предложений,
списывание с учётом
правильного
оформления
предложений;
5.4.

Составление
предложений из набора
форм слов

Итого по разделу

1

1

0

Укажите
период

Совместная работа: Практическая
составление
работа;
предложения
из
набора
слов;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

1

1

Укажите
период

Наблюдение
за
словами, сходными
по звучанию, но
различными
по
написанию,
установление причин
возможной ошибки
при записи этих слов;
Наблюдение
за
написанием
в
предложенных
текстах собственных
имён
существительных,
формулирование
выводов, соотнесение

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

5

Раздел 6. Орфография и пунктуация
6.1.

Ознакомление с
10
правилами правописания
и их применение:
- раздельное написание
слов в предложении;
- прописная буква
в начале предложения и в
именах собственных:
в именах и фамилиях
людей, кличках
животных;
- перенос слов (без учёта
морфемного членения
слова);
- гласные после шипящих
в сочетаниях жи, ши (в

Устный
опрос.
Практическая
работа.
Контрольная
работа;

положении под
ударением), ча, ща, чу,
щу;
- сочетания чк, чн;
- слова с
непроверяемыми
гласными и согласными
(перечень слов в
орфографическом
словаре учебника);
- знаки препинания в
конце предложения:
точка, вопросительный и
восклицательный знаки.

сделанных выводов с
формулировкой
правила в учебнике;
Упражнение: запись
предложений,
включающих
собственные имена
существительные;
Упражнение: выбор
необходимого знака
препинания в конце
предложения;
Упражнение: запись
слов с делением для
переноса;
Орфографический
тренинг:
отработка
правописания сочета
ний жи, ши, ча, ща,
чу,
щу,
осуществление
самоконтроля
при
использовании
правил;
Наблюдение
за
написанием слов с
сочетаниями чк, чн,
формулирование
правила
по
результатам
наблюдения,
соотнесение вывода с
текстом
учебника;

6.2.

Усвоение алгоритма
списывания текста

Итого по разделу

4

1

1

Укажите
период

Орфографический
тренинг
правильности
аккуратности
списывания;

Практическая Электронное
работа;
приложение
к
и
учебнику
"Русский язык" 1
класс

14

Раздел 7. Развитие речи
7.1.

Речь как основная форма
общения между людьми

2

0

0

Укажите
период

Учебный диалог, в Устный
ходе
которого опрос;
обсуждаются
ситуации общения, в
которых выражается
просьба,
обосновывается
выбор слов речевого
этикета,
соответствующих
ситуации выражения
просьбы;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

7.2.

Текст как единица
речи (ознакомление).

2

0

1

Укажите
период

Учебный диалог, в Практическая Электронное
ходе
которого работа;
приложение
к
обсуждаются
учебнику
ситуации общения, в
"Русский язык" 1
которых выражается
класс
просьба,
обосновывается

выбор слов речевого
этикета,
соответствующих
ситуации выражения
просьбы;
7.3.

Осознание ситуации
общения: с какой целью,
с кем и где происходит
общение.

2

0

0

Укажите
период

Творческое задание: Устный
придумать ситуации опрос;
общения, в которых
могут
быть
употреблены
предложенные
этикетные
слова;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

7.4.

Ситуации устного
общения (чтение
диалогов по ролям,
просмотр
видеоматериалов,
прослушивание
аудиозаписи).

2

0

1

Укажите
период

Разыгрывание
Устный
сценок, отражающих опрос;
ситуации выражения
просьбы, извинения,
вежливого
отказа;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

7.5.

Овладение нормами
речевого этикета в
ситуациях учебного и
бытового общения
(приветствие, прощание,
извинение,
благодарность,
обращение с просьбой)

2

1

0

Укажите
период

Работа в группах: Устный
оценивание
опрос;
дидактического
текста с точки зрения
наличия/отсутствия
необходимых
элементов речевого
этикета в описанных
в тексте ситуациях
общения;

Электронное
приложение
к
учебнику
"Русский язык" 1
класс

Итого по разделу:

10

Резервное время

15

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 165
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

16

16

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

176382614773150070335747769939328150673109022202

Владелец

Зюзина Марина Викторовна

Действителен

С 18.04.2023 по 17.04.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 21.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(382)414-71-80

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».