Рабочая программа Русский язык 2 класс на 2023-2024 уч. год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО
АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ:
Врио директора _______ М. В. Зюзина
Приказ № 106 от «15» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1942206)
учебного предмета
«Русский язык»
для 2 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Богуславская О. С.
учитель начальных классов

с.Больше-Дорохово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы
познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных звуков;
шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1
классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по
звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный
звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас
ного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после
гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания
алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учеб нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для
решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые
случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных
(родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых
слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в
речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица
языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной

речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по
эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички
животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта
морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1
классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб ственных и предложенных
текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфо графического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
· прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных,
географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного
решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного
мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным
наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста.
Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность
частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать
простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с
соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); —
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о
написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;

— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на
слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций
букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
— находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять
значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; —
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических
названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом
не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не
более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
— формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1
—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

№
п/п

Дата
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный
опрос;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1. Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Многообразие языкового пространства России
и мира (первоначальные представления).

1

0

0

02.09.2022 Рассказ учителя на тему «Язык — средство
общения людей и явление культуры»;
Учебный диалог «Как язык помогает
понять историю и культуру народа?»;
Коллективное формулирование вывода о
языке как основном средстве человече
ского общения и явлении национальной
культуры;

1.2. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ

1

Итого по разделу:

2

Раздел 2. Фонетика и графика

0

0

05.09.2022 Рассказ учителя на тему «Язык — средство
общения людей и явление культуры»;
Учебный диалог «Как язык помогает
понять историю и культуру народа?»;
Коллективное формулирование вывода о
языке как основном средстве человеческого
общения и явлении национальной
культуры;

Устный
опрос;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

2.1. Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция
звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных
гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’];
обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции
букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и].

1

0

0

06.09.2022 Работа со схемой «Звуки русского
языка», характеристика звуков речи с
опорой на схему;
Дидактическая игра «Определи звук по его
характеристике»;
Практическая работа, в ходе которой
необходимо дать характеристику
нескольким звукам (гласные ударные/
безударные; согласные твёрдые/мягкие,
звонкие/глухие);

Устный
опрос;
Письменный
1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

2.2. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и
непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная
характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный;
согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

1

0

0

07.09.2022 Игра-соревнование «Приведи пример
звука»
(в ходе игры необходимо приводить
примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких,
звонких/глухих согласных; парных и
непарных по твёрдости — мягкости
согласных звуков; парных и непарных по
звонкости — глухости согласных звуков);

Устный
опрос;
Письменный
1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

2.3. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и
в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.

1

0

0

08.09.2022 Наблюдение за языковым материалом с
целью
определения
функций
ь:
показатель мягкости предшествующего
согласного в конце и в середине слова
или разделительный;
Практическая работа: характеристика
функций ь (разделительный и показатель
мягкости предшествующего согласного) в
предложенных словах;

Устный
опрос;
Письменный
1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

2.4. Установление соотношения звукового и буквенного состава в
словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

1

0

0

09.09.2022 Комментированное
задания:
группировка
заданному основанию;

выполнение
звуков
по

Устный
опрос;
Письменный 1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

2.5. Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).

1

0

0

12.09.2022 Самостоятельная работа: группировка слов
по заданному основанию (ударение на
первом, втором или третьем слоге);

Устный
опрос;
Письменный 1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

2.6. Использование знания алфавита при работе со словарями.

1

0

0

13.09.2022 Работа в парах: выполнение задания на
систематизацию информации
(записывать слова в алфавитном
порядке); Работа в группах: выполнение
практической задачи по поиску
предложенного набора слов в толковом
словаре (отрабатывается в том числе
умение использовать знание алфавита
для ориентации в словаре);

Устный
опрос;
Письменный 1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

2.7. Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами,
знака
переноса,
абзаца
(красной
строки),
пунктуационных знаков (в пределах изученного)

1

Итого по разделу:

7

Раздел 3. Лексика

0

0

14.09.2022 Комментированное
выполнение
задания
«Правильно
ли
слова
расположили
по
алфавиту»
(отрабатывается умение оценивать
правильность выполнения заданий);

Устный
опрос;
Письменный 1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

3.1. Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое
значение слова (общее представление).

3

0

0

15.09.2022 Работа в группах: наблюдение за значением
слов в тексте, установление значения слова
19.09.2022 с опорой на текст;
Работа
с
записями
на
доске:
нахождение ошибок в объяснении
лексического значения слов;

Устный
опрос;
Письменный 1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

3.2. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового
словаря.

3

0

0

20.09.2022 Практическая работа: выписать из
22.09.2022 толкового словаря значение пяти
слов, которые раньше не знал(а);
Работа в парах: один ученик читает
значение слова из толкового словаря в
учебнике, второй отгадывает это слово,
потом меняются ролями;

Устный
опрос;
Письменный 1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

3.3. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)

2

0

0

23.09.2022 Работа с рисунками, на которых
26.09.2022 изображены разные значения слов,
например слов корень, иголки, кисть: с
опорой на рисунки объяснить значения
многозначных слов;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

3.4. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов

2

Итого по разделу:

10

Раздел 4. Состав слова (морфемика)

1

0

27.09.2022 Работа в парах: поиск в тексте синонимов;
28.09.2022 Дифференцированная работа:
реконструкция текста, связанная с выбором
из ряда синонимов наиболее подходящего
для заполнения пропуска в предложениях
текста; Работа с рисунками: развитие
умения понимать информацию,
представленную в виде рисунка, и
соотносить её с приведёнными словами —
антонимами; Наблюдение за словами,
имеющими противоположное значение
(антонимами). Анализ лексического
значения слов — антонимов;
Дидактическая игра «Назови слово,
противоположное по значению»; Работа в
парах: подбор антонимов к предложенным
словам;
Практическая работа: поиск в текстах
антонимов;

Устный
опрос;
Письменный 1.Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и
рабочие
программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

4.1. Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня (простые случаи)

4

0

0

29.09.2022 Наблюдение за языковым материалом и
04.10.2022 рисунками: сопоставление значений
нескольких родственных слов с опорой на
собственный речевой опыт и рисунки,
высказывание предположений о сходстве и
различии в значениях слов, выявление
слова, с помощью которого можно
объяснить значение всех родственных
слов; Объяснение учителем приёма
развёрнутого толкования слова как способа
определения связи значений родственных
слов. Работа с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»: анализ
предложенных в учебнике определений;
Совместное
составление
алгоритма
выделения корня;
Использование составленного алгоритма
при решении практических задач по
выделению корня;
Самостоятельная
работа:
находить
среди предложенного набора слов слова
с заданным корнем;
Работа в парах: подбор родственных слов;

Устный
опрос;
Письменный .Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

4.2. Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с 5
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов

0

0

05.10.2022 Работа с понятием «окончание»: анализ
11.10.2022 предложенного в учебнике определения;
Учебный диалог «Как различать разные
слова и формы одного и того же слова?»;
Практическая работа: изменение слова по
предложенному в учебнике образцу,
нахождение и выделение в формах одного
и того же слова окончания;

Устный
опрос;
Письменный .Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

4.3. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение)

5

Итого по разделу:

14

Раздел 5. Морфология

1

0

12.10.2022 Наблюдение за образованием слов с
18.10.2022 помощью суффиксов, выделение
суффиксов, с помощью которых
образованы слова, высказывание
предположений о значении суффиксов;
Работа в группах: поиск среди
предложенного набора слов с одинаковыми
суффиксами;
Дифференцированное задание: наблюдение
за синонимией суффиксов;
Наблюдение за образованием слов с
помощью
приставок,
выделение
приставок,
с
помощью
которых
образованы
слова,
высказывание
предположений о значении приставок;
Работа с таблицей: подбор примеров слов
с указанными в таблице суффиксами и
приставками;

Устный
опрос;
Письменный .Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

5.1. Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи

5

0

0

19.10.2022
25.10.2022 Наблюдение за предложенным набором
слов: что обозначают, на какой вопрос
отвечают, формулирование вывода,
введение понятия «имя существительное»;
Работа в парах: распределение имён
существительных на две группы в
зависимости от того, на какой вопрос
отвечают:«что?» или «кто?»;
Наблюдение за лексическим значением
имён существительных;
Упражнение: находить в тексте слова по
заданным основаниям (например, слова,
называющие явления природы, черты
характера и т. д.);
Дифференцированное задание: выявление
общего признака группы слов;
Практическая работа: различение (по
значению и вопросам) одушевлённых и
неодушевлённых имён существительных;
Работа в группах: группировка имён
существительных по заданным
основаниям;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

5.2. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и др.), употребление в речи

5

0

0

26.10.2022
09.11.2022

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

1.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
2..Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
3.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

Наблюдение за предложенным набором
слов: что обозначают, на какой вопрос
отвечают, формулирование вывода,
введение понятия «глагол»;
Упражнение: распределение глаголов на
две группы в зависимости от того, на какой
вопрос отвечают: «что делать?» или «что
сделать?»;
Наблюдение за лексическим значением
глаголов. Дифференцированное задание:
группировка глаголов в зависимости от
того, называют они движение или чувства;
Практическая работа: выписать из набора
слов только глаголы;
Работа в парах: нахождение в тексте
глаголов;

5

0

0

10.11.2022 Наблюдение за лексическим значением
Письменный
16.11.2022 имён прилагательных;
контроль;
1.Социальная сеть
Дифференцированное задание: выявление
работников образования:
общего признака группы имён
http://nsportal.ru/nachalnaya
прилагательных;
-shkola
Практическая работа: выписывание из
2..Фестиваль
текста имён прилагательных;
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
3.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

5.4. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые 4
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

1

0

22.11.2022 Учебный диалог «Чем похожи и чем
различаются предлоги и приставки?»;
Совместное составление алгоритма
различения приставок и предлогов;
Списывание предложений с раскрытием
скобок на основе применения алгоритма
различения предлогов и приставок;
Творческая работа: составление
предложений, в которых есть одинаково
звучащие предлоги и приставки;

5.3. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи

Итого по разделу:

Раздел 6. Синтаксис

19

Письменный 1.Социальная сеть
контроль;
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
2.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
3.
Электронное
приложение
к
учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

6.1. Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка.

2

0

0

23.11.2022 Обсуждение проблемного вопроса
24.11.2022 «Чем различаются предложение и „не
предложение“?»;

Устный
опрос;
Письменный Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

6.2. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за
выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение)

2

0

0

25.11.2022 Наблюдение
за
связью
слов
в
Упражнение:
запись
28.11.2022 предложении;
предложений с употреблением слов в
предложениях в нужной форме (с опорой
на собственный речевой опыт);
Работа в парах: составление предложений
из набора слов;

Устный
опрос;
Письменный Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

6.3. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.

2

0

0

29.11.2022 Работа с рисунками и подписями к
рисункам
30.11.2022
(предложения различаются по цели
высказывания, например: «Снег идёт. Снег
идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций,
изображённых на рисунке,
формулирование вывода о целях, с
которыми произносятся предложения;
Учебный диалог «Как соотносятся знаки
препинания в конце предложения с целевой
установкой предложения?»;
Составление таблицы «Виды предложений
по цели высказывания», подбор примеров;

Устный
опрос;
Письменный Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

6.4. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения

Итого по разделу:

Раздел 7. Орфография и пунктуация

2

8

0

0

01.12.2022
02.12.2022

Работа с рисунками и подписями к
рисункам
(предложения различаются по
эмоциональной окраске, например:
«Ланды ши расцвели. Ландыши
расцвели!»): сравнение ситуаций,
изображённых на рисунках, наблюдение за
интонационным оформлением
предложений; Работа в парах:
сопоставление предложений,
различающихся по эмоциональной
окраске, произношение предложений с
соответствующей интонацией;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

7.1. Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная
буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов
со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные
после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча,
ща, чу, щу; сочетания чк, чн.

7

0

0

05.12.2022
13.12.2022

Учебный
диалог
«Как
использовать алгоритм порядка
действий при списывании?»;
Комментированное
письмо:
объяснение различия в звукобуквенном
составе записываемых слов;
Упражнения на закрепление правила
написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу,
щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществ
ление самоконтроля использования
правила;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

7.2. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного 7
возникновения орфографической ошибки.

0

0

14.12.2022
22.12.2022

Работа в группах: отработка умений
обнаруживать в тексте ошибки в словах с
орфограммой «Проверяемые безударные
гласные в корне слова», объяснять способ
проверки безударных гласных в корне
слова, исправлять допущенные ошибки;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

7.3. Понятие орфограммы.

2

7.4. Использование различных способов решения орфографической задачи в 7
зависимости от места орфограммы в слове.

0

0

0

0

23.12.2022
26.12.2022

27.12.2022
16.01.2023

Орфографический
тренинг:
подбор
проверочных слов к словам с орфограммой
«Проверяемые безударные гласные в
корне слова», запись парами проверочного
и проверяемого слов;
Работа в группах: отработка умений
обнаруживать в тексте ошибки в словах с
орфограммой «Проверяемые безударные
гласные в корне слова», объяснять способ
проверки безударных гласных в корне
слова, исправлять допущенные ошибки;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Учебный диалог «Как планировать
порядок действий при выявлении места
возможной орфографической ошибки»;
Совместная разработка алгоритма
применения орфограммы «Проверяемые
безударные гласные в корне слова»;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru

5.Методические пособия и
рабочие
программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)
7.5. Использование орфографического словаря учебника для определения 5
(уточнения) написания слова.

0

0

17.01.2023 Учебный диалог «Как планировать
23.01.2023 порядок действий при выявлении места
возможной орфографической ошибки»;

7.6. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов.

1

0

24.01.2023 Самоконтроль: проверка своих письменных
25.01.2023 работ по другим предметам с целью
исправления возможных ошибок на
применение правила переноса слов;

2

Устный
опрос;
Письменный
Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала «Начальная
Устный
школа»:
опрос;
http://nsc.1september.ru/ind
Письменный ex.php
3.Социальная сеть
контроль;
Контрольная работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
работа;
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

7.7. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическомсловаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии,
отчества людей,клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными

20

Итого по разделу:

50

0

0

26.01.2023
22.02.2023 Учебный
диалог
«Когда
нужно
сомневаться при обозначении буквой
согласных звуков, парных по звонкости —
глухости?», в ходе диалога учащиеся
доказывают
необходимость проверки согласных звуков
на конце слова и предлагают способ её
выполнения;
Совместное создание алгоритма
проверки орфограммы «Парные по
звонкости — глухости согласные в
корне слова»; Работа в парах: выбор
слов по заданному основанию (поиск
слов, в которых
необходимо проверить парный по звонко
сти
— глухости согласный);
Работа в группах: группировка слов по
заданным основаниям: совпадают или не
совпадают произношение и написание
согласных звуков в корне слова;
Объяснение учащимися собственных
действий при подборе проверочных слов и
указание на тип орфограммы;
Работа в парах: аргументировать написание
в тексте слов с изученными орфограммами;
Комментированное письмо при записи слов
под диктовку: выявлять наличие в корне
слова изучаемых орфограмм, обосновывать
способ проверки орфограмм;
Самостоятельная работа: находить и
фиксировать (графически обозначать)
орфограммы;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Словари и энциклопедии
Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

0

0

23.02.2023

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php

Раздел 8. Развитие речи

8.1. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения).
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение
диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

5

01.03.2023

Учебный диалог, в ходе которого учащиеся
учатся определять особенности ситуации
общения: цели, задачи, состав участников,
место, время, средства коммуникации;
Обобще ние результатов диалога:
сообщение учителя о том, что в ситуации
общения важно удерживать цель общения,
учитывать, с кем и где происходит
общение, поскольку от этих особенностей
ситуации зависит выбор языковых средств;

8.2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы

3

0

0

02.03.2023
06.03.2023

8.3. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам

3

0

0

07.03.2023
09.03.2023

Ролевые игры, разыгрывание сценок для
отработки умений ведения разговора:
начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.;
Творческое задание: создание собственных
диалогов в ситуациях необходимости
начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.;

Работа с репродукциями картин,
рассматривание,
анализ
собственного
эмоционального
отклика на картину, ответы на
поставленные вопросы;
Составление устного рассказа по картине
с опорой на вопросы / с опорой на
ключевые слова / самостоятельно;
Выбор
картины,
которая
произвела
наибольшее
впечатление во время экскурсии.
Устный рассказ об этой картине;
Устный рассказ об этой картине;
Проект «Выставка одной картины»:
каждую неделю в классе проводится
выставка одной картины, картины по
очереди подбирают учащиеся класса и
готовят устный рассказ о выбранной
картине;
Экскурсия, по результатам которой
составляется устный рассказ по личным
наблюдениям во время экскурсии или
по вопросам учителя;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru

8.4. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли.

3

0

0

10.03.2023
14.03.2023
Учебный диалог «Сравниваем слово,
предложение, текст», выявление в ходе
диалога сходства и различия слова,
предложения, текста;
Наблюдение за языковым материалом:
несколько примеров текстов и «не текстов»
(нарушена последовательность
предложений / несколько предложений,
которые не связаны единой темой /
несколько предложений об одном и том же,
но не выражающих мысль), сравнение,
выявление признаков текста: смысловое
единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте;
выражение в тексте законченной мысли;
Работа в парах: различение текста и «не
текста», аргументация своей точки зрения;
Наблюдение за способами связи
предложений в тексте, высказывание
предположений о способах связи предложе
ний в тексте;
Наблюдение
за
последовательностью
предложений в тексте;
Самостоятельная работа: восстановление
деформированного
текста
—
необходимо определить правильный
порядок предложений в тексте;
Практическая работа: формулирование
основной мысли предложенных текстов;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

8.5. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста
(абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений
и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение,
их особенности (первичное ознакомление).

4

0

0

15.03.2023 Наблюдение за особенностями текста
установление
его
30.03.2023 описания,
особенностей, нахождение в тексте
средств создания описания;
Обсуждение различных
текстовописаний (художественных,
научных описаний): выявление сходства
и различий; Наблюдение за
текстомповествованием и установление
его особенностей; Работа в группах:
сравнение текстовповествований с
текстами-описаниями; Наблюдение за
текстом-рассуждением, установление
его особенностей; Учебный диалог «Что
важно для составления текстарассуждения?»;

Устный
опрос;
Письменный Сайт «Я иду на урок
контроль;
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная
версия
журнала
«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)

8.6. Знакомство с жанром поздравления.

2

0

0

03.04.2023 Обсуждение
особенностей
жанра
в
ходе
анализа
04.04.2023 поздравления
предложенных
примеров
поздравлений,
анализ
структуры
текстов-поздравлений;

http://school
Устный
-collection.edu.ru/
опрос;
Письменный
контроль;

8.7. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте.

5

0

0

05.04.2023
11.04.2023

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Творческое задание: создание текста
поздравительной открытки (выбор повода
для поздравления определяется самими
учащимися);
Коллективный
анализ
содержания
текста, который предложен как основа
для изложения (повествовательный текст
объёмом 30—45 слов);
Устные ответы на поставленные к тексту
вопросы;
Устный пересказ текста с опорой на вопро
сы;
8.8.

Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной
интонации. Подробное изложение повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

5

Итого по разделу:

30

Резервное время

30

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

0

17

0

0

12.04.2023
18.04.2023

Письменное подробное изложение
содержания текста с опорой на вопросы;
Самопроверка с возможностью коррек
тировки пересказа;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro
k
2.Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
3.Социальная
сеть
работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com
6.Электронное
приложение к учебнику
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого
«Русский
язык» (CD –диск)
.1.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый
урок»:http://festival.1septe
mber.ru
2..Методические пособия
и рабочие программы
учителям
начальной
школы: http://nachalka.com

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П.,Горецкий В.Г.;
Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по
русскому языку
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru
5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
7.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому
языку.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Интерактивная доска
3.Компьютер
4.Принтер
5.Проектор

Powered by TC PDF ( www.tc p

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».