МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДАЮ: Врио директора _______ М. В. Зюзина Приказ № 106 от «15» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1942206) учебного предмета «Русский язык» для 2 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Богуславская О. С. учитель начальных классов с.Больше-Дорохово 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори теты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас ного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфо графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: · разделительный мягкий знак; · сочетания чт, щн, нч; · проверяемые безударные гласные в корне слова; · парные звонкие и глухие согласные в корне слова; · непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; · раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — осознавать язык как основное средство общения; — характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости; — определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги; — устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова; — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание; — выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); — распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; — применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; — писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 —2 предложения); — составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; — составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; — писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы; — объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов и тем программы Количество часов Виды деятельности № п/п Дата изучения всего контрольные практические работы работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1. Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). 1 0 0 02.09.2022 Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человече ского общения и явлении национальной культуры; 1.2. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ 1 Итого по разделу: 2 Раздел 2. Фонетика и графика 0 0 05.09.2022 Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 2.1. Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. 1 0 0 06.09.2022 Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 2.2. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. 1 0 0 07.09.2022 Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков); Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 2.3. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. 1 0 0 08.09.2022 Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный; Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах; Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 2.4. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). 1 0 0 09.09.2022 Комментированное задания: группировка заданному основанию; выполнение звуков по Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 2.5. Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). 1 0 0 12.09.2022 Самостоятельная работа: группировка слов по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге); Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 2.6. Использование знания алфавита при работе со словарями. 1 0 0 13.09.2022 Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке); Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре); Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 2.7. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного) 1 Итого по разделу: 7 Раздел 3. Лексика 0 0 14.09.2022 Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий); Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 3.1. Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). 3 0 0 15.09.2022 Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова 19.09.2022 с опорой на текст; Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов; Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 3.2. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. 3 0 0 20.09.2022 Практическая работа: выписать из 22.09.2022 толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а); Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это слово, потом меняются ролями; Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 3.3. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) 2 0 0 23.09.2022 Работа с рисунками, на которых 26.09.2022 изображены разные значения слов, например слов корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить значения многозначных слов; Устный опрос; Письменный контроль; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 3.4. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов 2 Итого по разделу: 10 Раздел 4. Состав слова (морфемика) 1 0 27.09.2022 Работа в парах: поиск в тексте синонимов; 28.09.2022 Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходящего для заполнения пропуска в предложениях текста; Работа с рисунками: развитие умения понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами — антонимами; Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами). Анализ лексического значения слов — антонимов; Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по значению»; Работа в парах: подбор антонимов к предложенным словам; Практическая работа: поиск в текстах антонимов; Устный опрос; Письменный 1.Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 4.1. Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) 4 0 0 29.09.2022 Наблюдение за языковым материалом и 04.10.2022 рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов. Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений; Совместное составление алгоритма выделения корня; Использование составленного алгоритма при решении практических задач по выделению корня; Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем; Работа в парах: подбор родственных слов; Устный опрос; Письменный .Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 4.2. Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с 5 помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов 0 0 05.10.2022 Работа с понятием «окончание»: анализ 11.10.2022 предложенного в учебнике определения; Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?»; Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания; Устный опрос; Письменный .Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 4.3. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) 5 Итого по разделу: 14 Раздел 5. Морфология 1 0 12.10.2022 Наблюдение за образованием слов с 18.10.2022 помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов; Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами; Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов; Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок; Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками; Устный опрос; Письменный .Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 5.1. Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи 5 0 0 19.10.2022 25.10.2022 Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«что?» или «кто?»; Наблюдение за лексическим значением имён существительных; Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.); Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов; Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; Работа в группах: группировка имён существительных по заданным основаниям; Устный опрос; Письменный контроль; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 5.2. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи 5 0 0 26.10.2022 09.11.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 1.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 2..Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 3.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол»; Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?»; Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы; Работа в парах: нахождение в тексте глаголов; 5 0 0 10.11.2022 Наблюдение за лексическим значением Письменный 16.11.2022 имён прилагательных; контроль; 1.Социальная сеть Дифференцированное задание: выявление работников образования: общего признака группы имён http://nsportal.ru/nachalnaya прилагательных; -shkola Практическая работа: выписывание из 2..Фестиваль текста имён прилагательных; педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 3.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 5.4. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые 4 предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. 1 0 22.11.2022 Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?»; Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов; Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок; Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки; 5.3. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи Итого по разделу: Раздел 6. Синтаксис 19 Письменный 1.Социальная сеть контроль; работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 3. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 6.1. Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. 2 0 0 23.11.2022 Обсуждение проблемного вопроса 24.11.2022 «Чем различаются предложение и „не предложение“?»; Устный опрос; Письменный Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 6.2. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) 2 0 0 25.11.2022 Наблюдение за связью слов в Упражнение: запись 28.11.2022 предложении; предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); Работа в парах: составление предложений из набора слов; Устный опрос; Письменный Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 6.3. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 2 0 0 29.11.2022 Работа с рисунками и подписями к рисункам 30.11.2022 (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения; Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?»; Составление таблицы «Виды предложений по цели высказывания», подбор примеров; Устный опрос; Письменный Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 6.4. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения Итого по разделу: Раздел 7. Орфография и пунктуация 2 8 0 0 01.12.2022 02.12.2022 Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по эмоциональной окраске, например: «Ланды ши расцвели. Ландыши расцвели!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунках, наблюдение за интонационным оформлением предложений; Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией; Устный опрос; Письменный контроль; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 7.1. Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. 7 0 0 05.12.2022 13.12.2022 Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»; Комментированное письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе записываемых слов; Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществ ление самоконтроля использования правила; Устный опрос; Письменный контроль; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 7.2. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного 7 возникновения орфографической ошибки. 0 0 14.12.2022 22.12.2022 Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки; Устный опрос; Письменный контроль; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 7.3. Понятие орфограммы. 2 7.4. Использование различных способов решения орфографической задачи в 7 зависимости от места орфограммы в слове. 0 0 0 0 23.12.2022 26.12.2022 27.12.2022 16.01.2023 Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», запись парами проверочного и проверяемого слов; Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки; Устный опрос; Письменный контроль; Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Совместная разработка алгоритма применения орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Устный опрос; Письменный контроль; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 7.5. Использование орфографического словаря учебника для определения 5 (уточнения) написания слова. 0 0 17.01.2023 Учебный диалог «Как планировать 23.01.2023 порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; 7.6. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. 1 0 24.01.2023 Самоконтроль: проверка своих письменных 25.01.2023 работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов; 2 Устный опрос; Письменный Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная Устный школа»: опрос; http://nsc.1september.ru/ind Письменный ex.php 3.Социальная сеть контроль; Контрольная работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya работа; -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 7.7. Ознакомление с правилами правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическомсловаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей,клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными 20 Итого по разделу: 50 0 0 26.01.2023 22.02.2023 Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухости?», в ходе диалога учащиеся доказывают необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагают способ её выполнения; Совместное создание алгоритма проверки орфограммы «Парные по звонкости — глухости согласные в корне слова»; Работа в парах: выбор слов по заданному основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить парный по звонко сти — глухости согласный); Работа в группах: группировка слов по заданным основаниям: совпадают или не совпадают произношение и написание согласных звуков в корне слова; Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы; Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами; Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы; Устный опрос; Письменный контроль; Словари и энциклопедии Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 0 0 23.02.2023 Устный опрос; Письменный контроль; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Раздел 8. Развитие речи 8.1. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. 5 01.03.2023 Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации; Обобще ние результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств; 8.2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы 3 0 0 02.03.2023 06.03.2023 8.3. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам 3 0 0 07.03.2023 09.03.2023 Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы; Составление устного рассказа по картине с опорой на вопросы / с опорой на ключевые слова / самостоятельно; Выбор картины, которая произвела наибольшее впечатление во время экскурсии. Устный рассказ об этой картине; Устный рассказ об этой картине; Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о выбранной картине; Экскурсия, по результатам которой составляется устный рассказ по личным наблюдениям во время экскурсии или по вопросам учителя; Устный опрос; Письменный контроль; 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru Устный опрос; Письменный контроль; .Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 8.4. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. 3 0 0 10.03.2023 14.03.2023 Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия слова, предложения, текста; Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; Работа в парах: различение текста и «не текста», аргументация своей точки зрения; Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложе ний в тексте; Наблюдение за последовательностью предложений в тексте; Самостоятельная работа: восстановление деформированного текста — необходимо определить правильный порядок предложений в тексте; Практическая работа: формулирование основной мысли предложенных текстов; Устный опрос; Письменный контроль; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 8.5. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). 4 0 0 15.03.2023 Наблюдение за особенностями текста установление его 30.03.2023 описания, особенностей, нахождение в тексте средств создания описания; Обсуждение различных текстовописаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий; Наблюдение за текстомповествованием и установление его особенностей; Работа в группах: сравнение текстовповествований с текстами-описаниями; Наблюдение за текстом-рассуждением, установление его особенностей; Учебный диалог «Что важно для составления текстарассуждения?»; Устный опрос; Письменный Сайт «Я иду на урок контроль; начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) 8.6. Знакомство с жанром поздравления. 2 0 0 03.04.2023 Обсуждение особенностей жанра в ходе анализа 04.04.2023 поздравления предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов-поздравлений; http://school Устный -collection.edu.ru/ опрос; Письменный контроль; 8.7. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. 5 0 0 05.04.2023 11.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися); Коллективный анализ содержания текста, который предложен как основа для изложения (повествовательный текст объёмом 30—45 слов); Устные ответы на поставленные к тексту вопросы; Устный пересказ текста с опорой на вопро сы; 8.8. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы 5 Итого по разделу: 30 Резервное время 30 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 0 17 0 0 12.04.2023 18.04.2023 Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы; Самопроверка с возможностью коррек тировки пересказа; Устный опрос; Письменный контроль; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) .1.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 2..Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Канакина В.П.,Горецкий В.Г.; Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку 2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. 3. Словари по русскому языку. 4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (CD –диск) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 1. Классная магнитная доска. 2. Интерактивная доска 3.Компьютер 4.Принтер 5.Проектор Powered by TC PDF ( www.tc p Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)