Рабочая программа Русский язык 3 класс на 2023-2024 уч.г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО
АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ:
Врио директора _______ М. В. Зюзина
Приказ № 106 от «15» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1280693)
учебного предмета
«Русский язык»
для 3 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Авдеева С. А.
учитель начальных классов

с.Больше - Дорохово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС
НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во
многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения,
в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка
как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного
интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс,
разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению
норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической
задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в
процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и
универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
•

•
•
•

приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Воспитательный потенциал предмета «Русский язык» реализуется через: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося.

Достижение поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующейзадачи:
1)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и
буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные
слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского,
женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и
числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам,
числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами
предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
•
•
•
•

разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);

•
•
•
•

безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и
правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной
картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с
языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
— характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций
букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать
однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
— определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;

— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам,
родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число,
род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
— распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные
правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова;
разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
программы

разделов

и

тем Количество
часов

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.

Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Знакомство с
различными методами познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический
эксперимент

1

Коллективное прочтение статьи 68 Конституции
Российской Федерации: «1. Государственным языком
https://resh.edu.ru
Российской Федерации на всей её территории является https://uchi.ru/
русский язык как язык государствообразующего народа, https://education.yandex.ru
входящего в многонациональный союз равноправных
народов Российской Федерации»;
Рассказпояснение учителя на тему «Русский язык как
государственный язык Российской Федерации»;

Учебный диалог, в ходе которого формулируются
суждения о многообразии языкового пространства
России и о значении русского языка как
государственного языка Российской Федерации;
Работа в парах: придумать ситуацию применения
русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
Обсуждение возможности использования
лингвистического мини-эксперимента как метода
изучения языка;
Учебный диалог «Как выбирать источник информации
при выполнении мини-эксперимента?»;
Практические работы во всех разделах курса, в ходе
которых развивается умение анализировать текстовую,
графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
Итого по разделу:

1

Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.

Повторение: звуки русского языка:
гласный/согласный, гласный
ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный,
согласный глухой/звонкий,
парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого
знаков, условия использования на письме
разделительных мягкого и твёрдого
знаков

1

2.2.

Соотношение звукового и буквенного
состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах
с непроизносимыми согласными

1

2.3.

Использование алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами

1

Упражнение: определить существенный признак для
классификации
звуков;
Работа в парах: классификация предложенного набора
звуков с последующей коллективной проверкой;
Комментированное выполнение задания, связанного с
объяснением различий в звукобуквенном составе слов с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми
согласными;
Работа в группах: определение соотношения количества
звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение
таблицы с тремя колонками: количество звуков равно
количеству букв, количество звуков меньше количества
букв, количество звуков больше количества букв;
Самостоятельная
работа
по
систематизации
информации: записывать предложенный набор слов в
алфавитном
порядке;
Дифференцированное задание: нахождение ошибок при
выполнении задания расставить фамилии в алфавитном

порядке;
Практическая работа: расставить книги в библиотечном
уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на
фамилию
автора;
Практическая работа при изучении всех разделов курса,
связанная с применением знания алфавита при работе со
словарями, справочниками;
Итого по разделу:

3

Раздел 3. Лексика
3.1.

Повторение: лексическое значение слова.

3

3.2.

Прямое и переносное значение слова
(ознакомление).

1

3.3.

Устаревшие слова (ознакомление)

1

Учебный диалог «Как можно узнать значение
незнакомого
слова?»;
Рассказ учителя «Способы толкования лексического
значения
слова»;
Наблюдение
за
структурой
словарной
статьи;
Практическая работа с учебным толковым словарём,
поиск в словаре значений нескольких слов, целью
работы является освоение в процессе практической
деятельности принципа построения толкового словаря;
Самостоятельная работа: выписывание значений слов из
толкового словаря в учебнике или из толкового словаря
на
бумажном
или
электронном
носителе;
Творческое задание: составление словарных статей,
объясняющих слова, о значении которых удалось
догадаться по контексту, с последующим сравнением
составленного толкования со словарной статьёй в
учебном
толковом
словаре;
Практическая работа: ведение собственных толковых
словариков;
Наблюдение за употреблением слов в переносном
значении с использованием юмористических рисунков;
Комментированное выполнение заданий, направленных
на развитие умения анализировать употребление в тексте
слов
в
прямом
и
переносном
значении;
Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном
значении;
Работа в группах: работа с ситуациями, в которых

необходимо сравнивать прямое и переносное значение
слов, подбирать предложения, в которых слово
употреблено
в прямом/
переносном значении;
Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из
употребления?», высказывание предположений с
последующим сопоставлением предположений
с
информацией
в
учебнике;
Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их
современными
синонимами;
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов
и
установление
их
значения;
Проектное
задание:
составление
(в
процессе
коллективной деятельности или самостоятельно) словаря
устаревших слов по материалам работы со сказками на
уроках
«Литературного
чтения»;
Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в
которых возникает необходимость использования
дополнительных источников для уточнения значения
слова;
Итого по разделу:

5

Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.

Повторение: корень как обязательная
5
часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных
(родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в
словах корня (простые случаи);
окончание как изменяемая часть слова.

4.2.

Однокоренные слова и формы одного и
того же слова. Корень, приставка,
суффикс — значимые части слова.
Нулевое окончание (ознакомление)

3

Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем
они различаются? Как найти корень слова?»;
Наблюдение за группами родственных слов, поиск для
каждой группы слова, с помощью которого можно
объяснить значение родственных слов;
Упражнение: выделение корня в предложенных словах с
опорой на алгоритм выделения корня;
Комментированный анализ текста: поиск в нём
родственных слов;
Работа в парах: обнаружение среди родственных слов
слова с омонимичным корнем;
Самостоятельная работа: объединение в группы слов с
одним и тем же корнем;
Творческое задание: составление собственного
словарика родственных слов;

Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при
работе с группами слов с омонимичными корнями;
Работа по построению схемы, отражающей различие
родственных слов и форм одного и того же слова с
учётом двух позиций: значение и состав слова (обсудить
разные способы передачи на схеме идеи о полном
совпадении значения у форм слова и сходстве основного
значения, но не полной тождественности значения
родственных слов; различие только в окончаниях между
формами слов и различия в составе слова у родственных
слов — появление приставок, суффиксов);
Объяснение роли и значения суффиксов/приставок;
Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в
нём слов с заданными приставками/суффиксами;
Наблюдение за словами с нулевым окончанием;
Совместное построение алгоритма разбора слова по
составу;
Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с
отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью
учителя своих учебных действий для преодоления
ошибок при выделении в слове корня, окончания,
приставки, суффикса;
Комментированное выполнение анализа заданных схем
состава слова и подбор слов заданного состава;
Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в
установлении соответствия схем состава слова и слов;
Итого по разделу:

8

Раздел 5. Морфология
5.1.

Части речи.
Имя существительное: общее значение,
вопросы, употребление в речи.

2

5.2.

Имена существительные единственного и
множественного числа.

2

5.3.

Имена существительные мужского,

3

Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем
слова
по
частям
речи?»;
Составление по результатам диалога таблицы «Части
речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие
признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»;

женского и среднего рода.
5.4.

Падеж имён существительных.
Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное.
Изменение имён существительных по
падежам и числам (склонение)

3

5.5.

Имена существительные 1, 2, 3-го
склонения.

3

5.6.

Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые.

2

5.7.

Имя прилагательное: общее значение,
вопросы, употребление в речи.

2

5.8.

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и
падежам (кроме имён прилагательных
на -ий, -ов, -ин).

3

5.9.

Склонение имён прилагательных.

3

5.10. Местоимение (общее представление).

2

5.11. Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных
местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте.

3

5.12. Глагол: общее значение, вопросы,
употребление в речи.

2

5.13. Неопределённая форма глагола.

3

5.14. Настоящее, будущее, прошедшее время
глаголов.

3

Упражнение: группировка предложенного набора слов
на основании того, какой частью речи они являются;
Наблюдение за грамматическими признаками имён
существительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци
ей
в
учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который
объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных
по
указанному
признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в
группы по определённому признаку (например, род или
число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён
существительных такого слова, которое по какому-то
грамматическому признаку отличается от остальных
слов
в
ряду;
Наблюдение
за
соотнесением
формы
имени
прилагательного с формой имени существительного,
формулирование вывода по результатам наблюдения,
соотнесение собственных выводов с информацией в
учебнике;
Комментированное выполнение задания на нахождение
грамматических признаков имён прилагательных;
Практическая работа: поиск ошибок на согласование
имён существительных и имён прилагательных,
исправление
найденных
ошибок;
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов
(число,
время,
род
в
прошедшем
времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений,
соотнесение собственных выводов с информацией в
учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём
глаголов, грамматические характеристики которых даны
(из
числа
изученных);
Творческая работа: трансформировать текст, изменяя
время
глагола;

5.15. Изменение глаголов по временам, числам. 3
Род глаголов в прошедшем времени.
5.16. Частица не, её значение

3

Итого по разделу:

42

Обсуждение правильности соотнесения глаголов и
грамматических характеристик (из числа изученных);
Работа в парах: группировка глаголов на основании
изученных
грамматических
признаков;
Наблюдение за ролью местоимений в тексте;
Практическая
работа:
корректировка
текста,
заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён
существительных соответствующими местоимениями;
Работа в группах: определение уместности употребления
местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок,
связанных с неудачным употреблением местоимений;
Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в
изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж,
время, род; умения соотносить понятие с его краткой
характеристикой, объяснять своими словами значение
изученных
понятий,
определять
изученные
грамматические признаки;

Раздел 6. Синтаксис
6.1.

Предложение. Установление при помощи
смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении.

3

6.2.

Главные члены предложения —
подлежащее и сказуемое.

2

6.3.

Второстепенные члены предложения (без
деления на виды).

2

6.4.

Предложения распространённые и
нераспространённые.

3

6.5.

Наблюдение за однородными членами
предложения с союзами и, а, но и без
союзов

3

Комментированное выполнение задания: выписать из
предложения пары слов, от одного из которых к другому
можно задать смысловой (синтаксический) вопрос;
Самостоятельная работа: установление при помощи
смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении;
Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний
о видах предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
Дифференцированное задание: определение признака
классификации предложений;
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками;
Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по
эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид
по цели высказывания, подбор примеров для ячеек

таблицы;
Работа в группах: соотнесение предложений и их
характеристик (цель высказывания, эмоциональная
окраска);
Самостоятельная работа: выписывание из текста
повествовательных, побудительных, вопросительных
предложений;
Работа в парах: классификация предложений;
Совместное составление алгоритма нахождения главных
членов предложения;
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;
Наблюдение за предложениями с однородными членами;
Объяснение выбора нужного союза в предложении с
однородными членами;
Комментированное выполнение задания на нахождение в
тексте предложений с однородными членами;
Работа в парах: продолжение ряда однородных членов
предложения;
Творческое задание: составление предложений с
однородными членами;
Проверочная работа, направленная на проверку
ориентации в изученных понятиях: подлежащее,
сказуемое, второстепенные члены предложения, умения
соотносить понятие с его краткой характеристикой,
объяснять своими словами значение изученных понятий;
Итого по разделу:

13

Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.

Повторение правил правописания,
изученных в 1 и 2 классах.

7.2.

Формирование орфографической
7
зоркости: осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки,
использование различных способов
решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в

8

Учебный диалог «Как планировать свои действия по
решению орфографической задачи?», по результатам
диалога актуализация последовательности действий по
проверке
изученных
орфограмм;
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в
данном классе орфографических правил, следование
составленным
алгоритмам;
Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы;

слове. .
7.3.

Использование орфографического
словаря для определения (уточнения)
написания слова. Контроль
и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов

5

7.4.

Ознакомление с правилами правописания
и их применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне
слова;
- мягкий знак после шипящих на конце
имён существительных;
- безударные гласные в падежных
окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов
с личными местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с
глаголами

30

Итого по разделу:

Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы;
Работа в группах: группировка слов, написание которых
можно объяснить изученными правилами, и слов,
написание которых изученными правилами объяснить
нельзя;
Комментированное выполнение анализа текста на
наличие в нём слов с определённой орфограммой;
Моделирование предложений, включая в них слова с
непроверяемыми
орфограммами;
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографических ошибок (с указанием на их количество
и
без
такого
указания);
Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с помощью
учителя своих действий для преодоления ошибок при
списывании текстов и записи под диктовку;
Проектное задание: составление собственного словарика
трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу
запомнить, при написании которых регулярно возникают
сомнения
и
т.
д.);
Создание ситуации выбора для оценки своих
возможностей при выборе упражнений на закрепление
орфографического
материала;
Проблемная ситуация, требующая использования
дополнительных источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому словарю (в том
числе
на
электронном
носителе);
Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных
слов;
Проектное задание: создание собственных текстов с
максимальным количеством включённых в них слов с
определённой орфограммой;

50

Раздел 8. Развитие речи
8.1.

Нормы речевого этикета: устное и

3

Учебный диалог «Чем различаются тема текста и

письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и др.
8.2.

Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения.

8.3.

Особенности речевого этикета в условиях 3
общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.

8.4.

Формулировка и аргументирование
собственного мнения в диалоге и
дискуссии. Умение договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности. Умение
контролировать (устно координировать)
действия при проведении парной и
групповой работы.

3

8.5.

Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста, тема текста, основная мысль
текста, заголовок, корректирование
текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев.

3

8.6.

План текста. Составление плана текста,
написание текста по заданному плану.
Связь предложений в тексте с помощью
личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но.

3

8.7.

Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов
(повествование, описание, рассуждение)
и создание собственных текстов
заданного типа.

3

8.8.

Знакомство с жанром письма,

3

3

основная мысль текста? Как определить тему текста?
Как
определить
основную
мысль
текста?»;
Комментированное выполнение задания на определение
темы и основной мысли предложенных текстов;
Дифференцированное задание: нахождение ошибок в
определении темы и основной мысли текста;
Практическая работа: анализ и корректировка текстов с
нарушенным
порядком
предложений;
Практическая работа: нахождение в тексте смысловых
пропусков;
Совместное
составление
плана
текста;
Работа в парах: составление плана предложенного
текста;
Работа в группах: соотнесение текста и нескольких
вариантов плана этого текста, обоснование выбора
наиболее
удачного
плана;
Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии
с
заданием:
подробно,
выборочно;
Наблюдение за тремя текстами разного типа
(повествование, описание, рассуждение) на одну тему,
формулирование выводов об особенностях каждого из
трёх
типов
текстов;
Обобщение результатов проведённого наблюдения при
составлении таблицы «Три типа текстов», в строках
таблицы отражены следующие параметры сравнения
текстов: «Цель создания текста», «Особенности
построения текста», «Особенности языковых средств»;
Работа в группах: выбор наиболее подходящего для
каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой
на
таблицу
«Три
типа
текстов»);
Творческие задания: создавать устные и письменные
тексты разных типов (описание, рассуждение,
повествование);
Практическая
работа:
построение
речевого
высказывания
в
соответствии
с
поставленной
коммуникативной
задачей;
Работа с текстами шуточных стихотворений о
несоблюдении норм речевого этикета, культуры

поздравительной открытки, объявления.
8.9.

Изложение текста по коллективно или
самостоятельно составленному плану.

3

8.10

Изучающее, ознакомительное чтение

3

Итого по разделу:

30

Резервное время

18

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

общения;
Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения
норм
речевого
этикета;
Самооценка собственной речевой культуры во время
общения;
Творческие работы: создание с использованием норм
речевого этикета небольших устных и письменных
текстов,
содержащих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;
Творческие работы: создание с использованием норм
речевого этикета небольших устных и письменных
текстов,
содержащих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/ отказ;
Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о
результатах
групповой
работы,
наблюдения,
выполненного миниисследования, проектного задания;
Запись собственного выступления с последующим
самоанализом;
Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка
правильности выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке и на переменах, в конце
учебного дня подведение итогов игры;

ПО 170

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

176382614773150070335747769939328150673109022202

Владелец

Зюзина Марина Викторовна

Действителен

С 18.04.2023 по 17.04.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».