Рабочая программа Математика 3 класс на 2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО
АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ:
Врио директора _______ М. В. Зюзина
Приказ № 106 от «15» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1287992)
учебного предмета
«Математика»
для 3 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Авдеева С. А.
учитель начальных классов

с.Больше-Дорохово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность
события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного
воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной
деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и
понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
5. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со
становлением личности младшего школьника:
1. понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и
явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение
формы, размера и т.д.);
2. математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и
человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
3. владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность
(аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить,
определить величину, форму, выявить зависимости и закономерностиих расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим
школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи,
а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и
пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые
учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки
правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин
(длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой
успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины

Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение,
составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в».
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в
практической ситуации.
Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность
события» в практической ситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр).
Арифметические действия

Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка
результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с
вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи

Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи,
решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений
(больше/меньше на/в), зависимостей (купля продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по
действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение
доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры

Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными
сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с
помощью наложения.
Математическая информация

Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …»,
«поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях
окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной
доске, компьютере, других устройствах).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Универсальные познавательные учебные действия:
•
•
•
•
•
•
•
•

сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);
выбирать приём вычисления, выполнения действия; конструировать геометрические фигуры;
классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку;
прикидывать размеры фигуры, её элементов; понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче;
различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма);
соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации; составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному правилу; моделировать предложенную практическую ситуацию;
устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи.
Работа с информацией:

•
•
•
•

читать информацию, представленную в разных формах;
извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме;
заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж; устанавливать соответствие между различными записями решения
задачи;
использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия).
Универсальные коммуникативные учебные действия:

•
•
•
•
•

использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;
строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу;
объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в … », «равно»; использовать математическую символику для
составления числовых выражений;
выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией;
участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.
Универсальные регулятивные учебные действия:

•
•
•
•
•

проверять ход и результат выполнения действия;
вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления;
проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения..
Совместная деятельность:

•
•
•

при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых
приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);
договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдержанно принимать замечания
к своей работе;
выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
•

осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

•
•
•
•
•
•
•
•

развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и
пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих
силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средства ми для решения предложенных и самостоятельно
выбранных учебных проблем, задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
•
•
•
•

устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:

•
•
•

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:

•
•
•
•

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:

•

конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;

•

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

•

формулировать ответ;

•

комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

•

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей
правоты, проявлять этику общения;

•

создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция
(например, измерение длины отрезка);

•

ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;

•

составлять по аналогии;

•

самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:

•
•

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:

•
•
•

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:

•
•

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику,
дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:

•
•
•

участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
•

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах
100 — устно и письменно);
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1, деление с остатком;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения,
вычитания, умножения и деления; использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени
(минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль),
преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время;
выполнять прикидку и оценку результата измерений;
определять продолжительность события; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»;
называть, находить долю величины (половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами;
выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
решать задачи в одно, два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения),
оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному, двум признакам; извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях
окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
составлять план выполнения учебного задания и следовать ему;
выполнять действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.
• ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов Количество
и тем программы
часов

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1 Числа
1.1.

Числа в пределах 1000:
чтение, запись,
сравнение,
представление в виде
суммы разрядных

2

Устная и письменная работа с числами: составление и чтение, http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
сравнение и упорядочение, представление в виде суммы
разрядных слагаемых и дополнение до заданного числа; выбор
чисел с заданными свойствами (число единиц разряда, чётность
и т. д.);

слагаемых.
1.2.

Равенства и
неравенства: чтение,
составление,
установление
истинности
(верное/неверное).

1.3.

Увеличение/уменьшение 2
числа в несколько раз.

1.4.

Кратное сравнение
чисел.

2

1.5.

Свойства чисел.

2

Итого по разделу

2

Практическая работа: различение, называние и запись
математических терминов, знаков; их использование на письме
и в речи при формулировании вывода, объяснении ответа,
ведении математических записей;
Работа в парах/группах. Обнаружение и проверка общего
свойства группы чисел, поиск уникальных свойств числа из
группы чисел;
Упражнения: использование латинских букв для записи свойств
арифметических действий, обозначения геометрических фигур;
Игры-соревнования, связанные с анализом математического
текста, распределением чисел (других объектов) на группы по
одному-двум существенным основаниям, представлением числа
разными способами (в виде предметной модели, суммы
разрядных слагаемых, словесной или цифровой записи),
использованием числовых данных для построения утверждения,
математического текста с числовыми данными (например,
текста объяснения) и проверки его истинности;

10

Раздел 2 Величины
2.1.

Масса (единица
массы — грамм);
соотношение между
килограммом и
граммом; отношение
«тяжелее/легче на/в».

1

2.2.

Стоимость (единицы —
рубль, копейка);
установление
отношения
«дороже/дешевле на/в».

1

2.3.

Соотношение «цена,
количество, стоимость»
в практической
ситуации.

2

Учебный диалог: обсуждение практических ситуаций.
Ситуации необходимого перехода от одних единиц измерения
величины к другим. Установление отношения (больше, меньше,
равно) между значениями величины, представленными в
разных единицах. Применение соотношений между величинами
в ситуациях купли-продажи, движения, работы. Прикидка
значения величины на глаз, проверка измерением, расчётами;
Моделирование: использование предметной модели для
иллюстрации зависимости между величинами (больше/
меньше), хода выполнения арифметических действий с
величинами (сложение, вычитание, увеличение/ уменьшение в
несколько раз) в случаях, сводимых к устным вычислениям;
Комментирование. Представление значения величины в
заданных единицах, комментирование перехода от одних
единиц
к
другим
(однородным);
Пропедевтика исследовательской работы: определять с

2.4.

Время (единица
времени — секунда);
установление
отношения «быстрее/
медленнее на/в».
Соотношение «начало,
окончание,
продолжительность
события» в
практической ситуации.

2.5.

Длина (единица длины
1
— миллиметр,
километр); соотношение
между величинами в
пределах тысячи.

2.6.

Площадь (единицы
площади —
квадратный метр,
квадратный сантиметр,
квадратный дециметр).

1

2.7.

Расчёт времени.
Соотношение «начало,
окончание,
продолжительность
события» в
практической ситуации.

1

2.8.

Соотношение «больше/
меньше на/в» в
ситуации сравнения
предметов и объектов
на основе измерения
величин.

2

помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных
инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и
оценку результата измерений; определять продолжительность
события.;

1

Итого по разделу
Раздел 3 Арифметические действия

10

3.1.

Устные вычисления,
сводимые к действиям
в пределах 100
(табличное и
внетабличное
умножение, деление,
действия с круглыми
числами).

3

3.2.

Письменное сложение,
вычитание чисел в
пределах 1000. Действия
с числами 0 и 1.

4

3.3.

Взаимосвязь умножения
и деления.

3

3.4.

Письменное умножение
в столбик, письменное
деление уголком.

4

3.5.

Письменное умножение,
деление на однозначное
число в пределах 1000.

3

3.6.

Проверка результата
вычисления (прикидка
или оценка результата,
обратное действие,
применение алгоритма,
использование
калькулятора).

3

3.7.

Переместительное,
сочетательное свойства
сложения, умножения
при вычислениях.

4

3.8.

Нахождение
неизвестного
компонента

4

Упражнения: устные и письменные приёмы вычислений;
Устное вычисление в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100 (действия с десятками, сотнями, умножение и
деление на 1, 10, 100). Действия с числами 0 и 1;
Прикидка
результата
выполнения
действия;
Комментирование хода вычислений с использованием
математической
терминологии;
Применение правил порядка выполнения действий в
предложенной ситуации и при конструирование числового
выражения с заданным порядком выполнения действий.
Сравнение
числовых
выражений
без
вычислений;
Упражнение на самоконтроль: обсуждение возможных ошибок
в вычислениях по алгоритму, при нахождении значения
числового выражения. Оценка рациональности вычисления.
Проверка хода и результата выполнения действия;
Дифференцированное
задание:
приведение
примеров,
иллюстрирующих смысл деления с остатком, интерпретацию
результата
деления
в
практической
ситуации;
Оформление математической записи: составление и проверка
правильности математических утверждений относительно
набора математических объектов (чисел, величин, числовых
выражений,
геометрических
фигур);
Наблюдение закономерностей, общего и различного в ходе
выполнения действий одной ступени (сложения-вычитания,
умножения-деления);
Моделирование: использование предметных моделей для
объяснения способа (приёма) нахождения неизвестного
компонента
арифметического
действия;
Упражнения: алгоритмы сложения и вычитания трёхзначных
чисел, деления с остатком, установления порядка действий при
нахождении
значения
числового
выражения;
Работа
в
парах/группах.
Составление
инструкции
умножения/деления на круглое число, деления чисел подбором;

арифметического
действия.
3.9.

Порядок действий в
числовом выражении,
значение числового
выражения,
содержащего
несколько действий (со
скобками/ без скобок), с
вычислениями в
пределах 1000.

4

3.10. Однородные величины:
сложение и вычитание.

4

3.11. Равенство с
неизвестным числом,
записанным буквой.

4

3.12

4

Умножение и деление
круглого числа на
однозначное число.

3.13. Умножение суммы на
число. Деление
трёхзначного числа на
однозначное уголком.
Деление суммы на
число.

4

Итого по разделу

48

Раздел 4 Текстовые задачи
4.1.

Работа с текстовой
задачей: анализ данных
и отношений,
представление на
модели, планирование
хода решения задач,

5

Моделирование: составление и использование модели (рисунок,
схема, таблица, диаграмма, краткая запись) на разных этапах
решения
задачи;
Учебный диалог: нахождение одной из трёх взаимосвязанных
величин при решении задач («на движение», «на работу» и пр.);
Работа в парах/группах. Решение задач с косвенной

формулировкой условия, задач на деление с остатком, задач,
иллюстрирующих смысл умножения суммы на число;
оформление разных способов решения задачи (например,
приведение к единице, кратное сравнение); поиск всех
решений;
Комментирование. Описание хода рассуждения для решения
задачи: по вопросам, с комментированием, составлением
выражения;
Упражнения на контроль и самоконтроль при решении задач.
Анализ образцов записи решения задачи по действиям и с
помощью
числового
выражения;
Моделирование: восстановление хода решения задачи по
числовому выражению или другой записи её решения.
Сравнение задач. Формулирование полного и краткого ответа к
задаче, анализ возможности другого ответа или другого способа
его
получения;
Практическая работа: нахождение доли величины. Сравнение
долей одной величины;

решение
арифметическим
способом.
4.2.

Задачи на понимание
6
смысла арифметических
действий (в том числе
деления с остатком),
отношений
(больше/меньше на/в),
зависимостей (купляпродажа, расчёт
времени, количества),
на сравнение
(разностное, кратное).

4.3.

Запись решения задачи 6
по действиям и с
помощью числового
выражения. Проверка
решения и оценка
полученного результата.

4.4.

Доля
величины: 6
половина, четверть в
практической ситуации;
сравнение долей одной
величины

Итого по разделу

23

Раздел 5 Пространственные отношения и геометрические фигуры
5.1.

Конструирование
геометрических фигур
(разбиение фигуры на
части, составление
фигуры из частей).

4

5.2.

Периметр
многоугольника:

4

Исследование объектов окружающего мира: сопоставление их с
изученными
геометрическими
формами;
Комментирование хода и результата поиска информации о
площади и способах её нахождения. Формулирование и
проверка истинности утверждений о значениях геометрических
величин;
Упражнение: графические и измерительные действия при

построении прямоугольников, квадратов с заданными
свойствами (длина стороны, значение периметра, площади);
определение размеров предметов на глаз с последующей
проверкой
—
измерением;
Пропедевтика исследовательской работы: сравнение фигур по
площади, периметру, сравнение однородных величин;
Нахождение площади прямоугольника, квадрата, составление
числового равенства при вычислении площади прямоугольника
(квадрата);
Конструирование из бумаги геометрической фигуры с заданной
длиной стороны (значением периметра, площади). Мысленное
представление и экспериментальная проверка возможности
конструирования
заданной
геометрической
фигуры;
Учебный диалог: соотношение между единицами площади,
последовательность действий при переходе от одной единицы
площади к другой;

измерение, вычисление,
запись равенства.
5.3.

Измерение
площади, 4
запись
результата
измерения
в
квадратных
сантиметрах.

5.4.

Вычисление
площади 4
прямоугольника
(квадрата) с заданными
сторонами,
запись
равенства.

5.5.

Изображение
на 4
клетчатой
бумаге
прямоугольника
с
заданным
значением
площади.
Сравнение
площадей
фигур
с
помощью наложения.

Итого по разделу

20

Раздел 6 Математическая информация
6.1.

Классификация
объектов по двум
признакам.

1

6.2.

Верные (истинные) и
неверные (ложные)
утверждения:
конструирование,
проверка. Логические
рассуждения со
связками «если …, то
…», «поэтому»,
«значит».

2

Работа в группах: подготовка суждения о взаимосвязи
изучаемых математических понятий и фактов окружающей
действительности. Примеры ситуаций, которые целесообразно
формулировать на языке математики, объяснять и доказывать
математическими
средствами;
Оформление математической записи. Дифференцированное
задание: составление утверждения на основе информации,
представленной в текстовой форме, использование связок «
если
…,
то
…»,
«поэтому»,
«значит»;
Оформление
результата
вычисления
по
алгоритму;
Использование математической терминологии для описания
сюжетной
ситуации,
отношений
и
зависимостей;

6.3.

Работа с информацией:
извлечение и
использование для
выполнения заданий
информации,
представленной в
таблицах с данными о
реальных процессах и
явлениях окружающего
мира (например,
расписание уроков,
движения автобусов,
поездов); внесение
данных в таблицу;
дополнение чертежа
данными

3

6.4.

Таблицы сложения и
умножения: заполнение
на основе результатов
счёта.

2

6.5.

Формализованное
описание
последовательности
действий (инструкция,
план, схема, алгоритм).

1

6.6.

Алгоритмы (правила)
2
устных и письменных
вычислений
(сложение, вычитание,
умножение, деление),
порядка действий в
числовом выражении,
нахождения периметра и
площади, построения
геометрических фигур.

6.7.

Столбчатая диаграмма:

2

Практические работы по установлению последовательности
событий, действий, сюжета, выбору и проверке способа
действия в предложенной ситуации для разрешения проблемы
(или
ответа
на
вопрос);
Моделирование предложенной ситуации, нахождение и
представление в тексте или графически всех найденных
решений;
Работа с алгоритмами: воспроизведение, восстановление,
использование в общих и частных случаях алгоритмов устных и
письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение,
деление), порядка действий в числовом выражении, нахождения
периметра
и
площади
прямоугольника;
Работа с информацией: чтение, сравнение, интерпретация,
использование в решении данных, представленных в табличной
форме
(на
диаграмме);
Работа в парах/группах. Работа по заданному алгоритму.
Установление соответствия между разными способами
представления информации (иллюстрация, текст, таблица).
Дополнение
таблиц
сложения,
умножения.
Решение
простейших
комбинаторных
и
логических
задач;
Учебный диалог: символы, знаки, пиктограммы; их
использование в повседневной жизни и в математике;

чтение, использование
данных для решения
учебных и практических
задач.
6.8

Алгоритмы изучения
материала, выполнения
заданий на доступных
электронных средствах
обучения.

2

Итого по разделу:

15

Резервное время

10

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

176382614773150070335747769939328150673109022202

Владелец

Зюзина Марина Викторовна

Действителен

С 18.04.2023 по 17.04.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».