Рабочая программа Музыка 3 класс на 2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО
АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ:
Врио директора _______ М. В. Зюзина
Приказ № 106 от «15» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1679564)
учебного предмета
«Музыка»
для 3 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Авдеева С. А.
учитель начальных классов

с. Больше - Дорохово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа
разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в
том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной
формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов
музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом
при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий
художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются
как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и
театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального
языка, композиционных принципов.
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования.
Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства,
элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках,
конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной
программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики»,
«Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты,
музыканты-исполнители
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный
зал. Правила поведения в концертном зале
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки:
песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Мастерство исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени
П. И. Чайковского
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор)
Музыкальные инструменты. Флейта
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым.
Образы Христа, Богородицы
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
Кто создаёт музыкальный спектакль?
Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской
Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров
культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за
звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации
совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и
явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные
формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо,
вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои
впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их
авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр,
хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно
региональной религиозной традиции).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
Количество
п/п разделов и тем
часов
программы

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Классическая музыка
1.1. Композитор —

1

1.2. Вокальная музыка

2

1.3. Инструментальная

1

1.4. Мастерство

2

исполнитель —
слушатель

музыка

исполнителя

Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание
иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель».
Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я — композитор»
(сочинение небольших попевок, мелодических фраз).;
Освоение правил поведения на концерте2.;
«Как на концерте» — выступление учителя или одноклассника,
обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого
музыкального произведения.;
Посещение концерта классической музыки;

http://school-collection.edu.ru/
«Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов»
www.it-n.ru
«Сеть творческих учителей»
http://pedsovet.su/
«Сообщества взаимопомощи учителей»
http://festival.1september.ru/
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»

1.5. Программная музыка

1

1.6. Симфоническая

1

Итого по модулю

8

музыка

Модуль 2. Народная музыка России
2.1. Фольклор народов

5

Итого по модулю

5

России

Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных
народностей Российской Федерации. Определение характерных черт,
характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад,
интонации).;
Разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов
на ударных инструментах.;
Исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий народных
песен, прослеживание мелодии по нотной записи.;
Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали,
посвящённые музыкальному творчеству народов России;

Модуль 3. Духовная музыка
3.1. Искусство Русской

2

Итого по модулю

2

православной церкви

Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики,
сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской
музыки.;
Прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи. Анализ типа
мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики и т. д.;
Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым,
Христу, Богородице.;
Посещение храма.;
Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах;

Модуль 4. Музыка театра и кино
4.1. Театр оперы и балета

1

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами. Просмотр

4.2. Балет. Хореография — 2
искусство танца

4.3. Опера. Главные герои

1

4.4. Сюжет музыкального

1

4.5. Оперетта, мюзикл

1

4.6. Кто создаёт

1

Итого по модулю

7

и номера оперного
спектакля
спектакля

музыкальный
спектакль?

фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя.;
Определение особенностей балетного и оперного спектакля. Тесты или
кроссворды на освоение специальных терминов.;
Танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета.;
Разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни / хора
из оперы.;
«Игра в дирижёра» — двигательная импровизация во время слушания
оркестрового фрагмента музыкального спектакля.;
Посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр.;
Виртуальная экскурсия по Большому театру.;
Рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши;

Модуль 5. Классическая музыка
5.1. Русские композиторы-

3

5.2. Европейские

3

5.3. Музыкальные

2

5.4. Музыкальные

1

Итого по модулю

9

классики

композиторы-классики
инструменты.
Фортепиано.

инструменты. Флейта

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными
фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных,
инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов
(картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение
за развитием музыки. Определение жанра, формы.;
Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического
характера.;
Вокализация тем инструментальных сочинений.;
Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.;
Посещение концерта. Просмотр биографического фильма;

Модуль 6. Музыкальная грамота
6.1. Тональность. Гамма

2

6.2. Интервалы

1

Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение
упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение
понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной
фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».;

Импровизация в заданной тональности;

Итого по модулю

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

176382614773150070335747769939328150673109022202

Владелец

Зюзина Марина Викторовна

Действителен

С 18.04.2023 по 17.04.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».