Рабочая программа Окружающий мир 3 класс на 2023-2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШЕ-ДОРОХОВО
АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ:
Врио директора _______ М. В. Зюзина
Приказ № 106 от «15» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1289389)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Авдеева С. А.
учитель начальных классов

с.Больше - Дорохово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает:
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими
школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных,
которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего
школьника за третий год обучения в начальной школе
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и
формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании
данного учебного предмета;
2. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного
опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства
обучающихся;
4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Воспитательный потенциал предмета «Окружающий мир» реализуется через: создание условий для достижения обучающимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого обучающегося.
Достижение поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:
1) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
2) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание,
усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
•
•

раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и
своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей
родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений.
Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы,
звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные —
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на
основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье
и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части,
безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного
поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
•
•
•

проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану;
на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

•
•

моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:

•
•
•
•
•

понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

•

ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания,
Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
•
•
•
•
•

описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:

•
•

планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:

•

участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;

•
•
•

справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в
части:
Гражданско-патриотического воспитания:
•
•
•
•

становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:

•
•
•

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

•
•

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

•
•

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:

•

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:

•

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:

•
•

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
•
•
•
•
•
•
•

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:

•
•
•

проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

•
•
•

моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение
и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:

•
•
•
•
•
•
•
•

использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:

•
•
•
•
•
•
•
•

в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:

•
•

планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:

•
•
•

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3) Самооценка:
•
•

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:

•
•
•
•
•

понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов,
при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских
центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;

•

безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

№
п/п

Наименование
программы

разделов

и

тем Количе
ство
часов

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей,
которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя
общей цели.

1

1.2.

Наша Родина — Российская
Федерация — многонациональная
страна.

1

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры
народов РФ.

2

1.4.

Уникальные памятники культуры
(социальные и природные объекты)
России, родного края.

2

1.5.

Города Золотого кольца России.

2

1.6.

Государственная символика
Российской Федерации (гимн, герб,
флаг) и своего региона.

2

1.7.

Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других
народов.

2

Единое окно доступа к
Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», образ.ресурсам
«Почему
семью
называют
коллективом»; htts://windows.edu.ru
Работа в группах: коллективный ответ на вопрос Единая колекция
«Какие
бывают
семьи?»; цифровых
образовательных ресурсов
Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»;
htts://schoolcollektion.edu.ru
Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»; Федеральный центр
Практическая работа по теме «Моделирование информационных
семейного бюджета» (дифференцированное задание); образовательных ресурсов
htts://fcior.edu.ru
Мультимедийные
программы:
htts://uchi.ru
htts://www.nachaika.com/
Журнал «Окружающий
мир»:
http://infmir.ru/
Детская энциклопедия.
http://www.what-this.ru/
Мир природы.
Познавательные
материалы об
окружающем
мире/
http://smallgames.ws/11730mirprirody-poznavatelnyematerialyob.html.

1.8.

Семья — коллектив близких, родных
людей. Поколения в семье.

1

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь,
доброта, внимание, поддержка.

2

1.10. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи.

1

1.11. Страны и народы мира на карте.

2

1.12

2

Памятники природы и культуры —
символы стран, в которых они
находятся.

Итого по разделу

УМК «Школа России».
Предметная линия
«Окружающий мир»:
http://14.prosv.ru/info.aspx?
ob_no=16976

20

Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество. Разнообразие веществ в
окружающем мире. Твёрдые тела,
жидкости, газы, их свойства.

1

2.2.

Воздух — смесь
газов. Свойства воздуха. Значение
для жизни.

1

2.3.

Вода. Свойства
воды.Состояния воды, её
распространение в природе, значение
для жизни. Круговорот воды в
природе.

2

2.4.

Охрана воздуха, воды.

2

2.5.

Горные породы и минералы.

2

Работа со словарём: определение значения слова
«сообщество»;
Рассказ учителя по теме «Что такое природное
сообщество»
;
Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга,
водоёма)
как
сообщества»;
Сравнение понятий: естественные сообщества,
искусственные
сообщества;
Беседа по теме «Для чего человек создает новые
сообщества?»;
Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила
положительного и отрицательного отношения к
природе;

Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека.Полезные
ископаемые родного края.
2.6.

Почва, её состав, значение для живой
природы и хозяйственной деятельнос
ти человека.

1

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее
представление. Грибы: строение
шляпочного гриба; съедобные и
несъедобные грибы.

2

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость
жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды.

1

2.9.

Размножение и развитие
растений. Особенности питания и
дыхания растений.

1

2.10. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное
отношение человека к растениям.

2

2.11. Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений.

1

2.12

Растения родного края, названия и
краткая характеристика. Охрана
растений.

2

2.13

Разнообразие животных. Зависимость 1
жизненного цикла организмов от

условий окружаю щей среды.
2.14. Размножение и развитие животных
(рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные).

1

2.15. Особенности питания животных.
1
Цепи питания. Условия, необходимые
для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища).
2.16. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека
к животным. Охрана животных.

1

2.17. Животные родного края, их
названия.

2

2.18. Природные сообщества: лес, луг,
пруд. Взаимосвязи в
природном сообществе.

2

2.19. Создание человеком природных
сообществ для хозяйственной
деятельности, получения продуктов
питания (поле, сад, огород).

2

2.20. Природные сообщества родного края. 2
2.21. Правила поведения в лесу, на
водоёме, на лугу.

1

2.22. Человек — часть природы. Общее
представление о строении тела
человека.

1

2.23. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная,

1

дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма.
2.24. Гигиена отдельных органов и систем
органов человека.

1

2.25. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса.

1

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ жизни; забота о
1
здоровье и безопасности окружающих
людей.

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома
(внимание к зонам электрических,
газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов;
предупреждающие знаки
безопасности).

2

3.3.

Транспортная безопасность
пассажира разных видов транспорта,
правила поведения на вокзалах, в
аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

3.4.

Безопасность в Интернете
(ориентировка в признаках
мошенничества в сети; защита
персональной информации) в
условиях контролируемого доступа в
Интернет.

2

Практическая работа по теме «Рассматривание знаков
(опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание —
автопогрузчик; электрический ток; малозаметное
препятствие; падение с высоты), коллективное
объяснение
их
значения»;
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти,
если…»;
Ролевая игра по теме «Рас скажи малышу, как нужно
вести себя на игровой и спортивной площадке»;
Рассказ учителя по теме «Правила поведения в
транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту
самолета,
судна»;
Работа в группах: составление памятки по теме
«Правила поведения в аэропортах, на борту самолета,
судна
(по
выбору
группы)»;
Учебный диалог по теме «Как обеспечить
безопасность
при
работе
в
Интернете»;
Обсуждение результатов проектной деятельности по
теме «Что такое здоровый образ жизни и как его
обеспечить»;

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

68

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

176382614773150070335747769939328150673109022202

Владелец

Зюзина Марина Викторовна

Действителен

С 18.04.2023 по 17.04.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».